МЕНЮ
  • Салют 7. Купить билеты
    Салют 7. Купить билеты


0
18

«Родина»: русские на Гоа в поисках смысла жизни

Автор: | Категория : Рецензии |

|просмотров: 3 702



Родина

В сегодняшнем кинообзоре обозревателя «Реального времени» неожиданный фильм «Родина» россиянина Петра Буслова («Бумер») об эмансипированных россиянах-экспатах и эскапистах на Гоа, которые бегут туда от своих же в поисках родины и смысла жизни.

«Родина» (2015) Петра Буслова

Большинство посмотревших фильм будут говорить не о кино, а о политике. «Родина» — истошный вопль души! Причем вопль простого парня, которым Буслов и является, в отличии от Звягинцева, который интеллигент, и вопль его потому «художественный» (см. «Левифан»).

Бусловская «Родина» местами близка ушедшему от нас пару лет назад Балабанову. Балабанова, конечно, страшно не хватает. Человек – русский националист, снявший ультра-патриотические, как всем кажется, фильмы, которому «Груз 200» при этом ни один националист не простит. Буслов, увы, не Балабанов. Последний вгрызался людоедом в «русское», и добирался до пресловутой «русской души», до хтони земли русской, от отдельных ископаемых которой порой мутило всех: вне зависимости от идеологического наркотика (либерала, консерватора и т.д.). Буслов же скребет по поверхности, но в «Родине» дорос до того, что сдирает кожу. И сдирает так, что зрители ежатся. В кино с нами было человек 30 (в условиях кризиса уже привычная цифра почти на всех премьерах): ни один не ушел, финальные посттитровые сцены досматривали у выхода. «Родина» бьет под дых временами случайно. Но политическая экзистенция в России такова, что даже Буратино может молотком случайно ударить в нужную точку, и эта точка развернется в Ад или Рай. В сети, как следствие, по поводу только реплики «Русские, вы г… но!» (нечестно выдернутой, как оказалось, из контекста) ожесточенные бои. «Родина» делит зрителей пополам. Буслов же ускользает ужом: с одной стороны, в его фильме основной тренд, особенно ясный в финале, «Еду я на родину, пусть кричат уродина, а она нам нравится, хоть и не красавица» (и каток, под который попали экспаты, эскаписты и другие условные прихожане секты «пора-валить!»). С другой –экскаватор, который рвет и мечет, бьет как грушу ультра-патриота, условного представителя секты «ну-и-валите!».

Родина

Папик, хохлы и другие

Начинается «Родина» в самолете, в котором летят дочка и папик (олигарх, ему этот самолет и принадлежит). Дочка – русско-лондонского пошива, рождена в хорошей семье, воспитана в элитарном колледже, слушает Генри Перселла (условно — «дочка Пескова»). Папик с рожей из 1990-х и боксерской мордой, плотно приклеенной к телу в лощеном пиджаке. Дочка, Ева, по-либеральному ненавидит папашу, который забрал ее из Англии. Папаша по первым уже кадрам – смертельно болен, принимает по звуку электронного гаджета нужные таблетки. Папа, взбешенный пренебрежением дочки, высаживает ее в первом попавшемся аэропорту. Это Гоа. Дочка тут же исчезает, папа кидается на ее поиски. Попутно нас знакомят с другими персонажами ленты и обитателями Гоа. Жена «рублевская» — одна штука: муж ее не любит, о чем искренне признается ей у бассейна.

Жена «рублевская» — метафора Родины («злая, фальшивая, глупая» — но «легко тебя не любить, когда ты рядом»). Представители «ультра-быдла» (назовем их так для простоты) – две штуки: один из них актер из сериала «Физрук» (отличный сериал, лучше Звягинцева рисует «сегодня»), играет тот бандитский образ, и вдруг оказывается, что симпатичное «руссо бандито, облико аморале» – мурло, насилующее девочек, и кличущее индийцев «черными». Это очень конкретный тип нувориша-националиста полубандитского типа (за пару секунд до фашиста), который бросается фразами «мы крутая нация, дай сигареты, чучмек». Они тут и оказываются в роли тех, по поводу которого разразились филиппикой «русские, вы говно, одну страну засрали, в другую приехали….». Разразился ею новосибирский паренек, по-видимому, начитавшийся Пелевина, и в Гоа ищущий гуру и путь к Истине. Находит он ее в «кислоте» на рейв-вечеринке. Индийские персонажи – дедушка-шериф, поклонник Ганди, и его внук, мечтающий о «Хонда»-мопеде, сохранивший себе «на удачу» фотку потерявшейся Евы. Наконец, два накроторговца – один украинец («Я не русский, я гражданин Украины, если что»), другой русский. Один из героев ругает патриотизм и президента, позднее сообщая, что «америкосы» подсаживают всех на герыч, а он мол толкает «кислоту» (которая «путь к себе и Абсолюту»).

Родина

Из гениального

Попробуем без политики (все равно не получится, но где наша не пропадала?). В фильме есть две-три мощные сцены, несколько хороших, и множество «так себе». Первая – «рейв-пати», переходящая в «трип» олигарха, отца Евы, на берегу моря. Вторая – сцена драки, в которой схлестнулись русские с индийцами. Рейв-вечеринка снята великолепно. В ней папа ищет дочку, его все «пати» поднимает на смех. 10-15 минут долбежки, техно-драйв, умри все живое. Настоящее кино, кроме шуток. Сцена «трипа» – тоже замечательная, там собаку показывают 1,5-2 минуты, пока герой сходит с ума под «кислотой». Такое в мейнстриме не каждый раз увидишь. Сцена драки – ключевая для тех, кто пришел на кино как на «политику». «Ультра-быдло», выбешивая зрителей, выбешивает и новосибирца: он бросает им обидные слова, те на него напрыгивают, тот отвечает… Когда героя забирают в индийский «воронок», он бьет в ярости по стеклу и выписывает в своей речи неполиткорректные завитушки в таком состоянии, что и Буслов «в домике», и сам герой. Потому что сам герой, конечно, такой же, а никакой не «д’Артаньян весь в белом», о чем ему и сообщает индийский шериф. Сами виноватые, конечно, не могут представлять всю нацию целиком (тут уже недалеко было бы до русофобии), таких и среди британских «ультрас», и французских наци навалом. Но, во-первых, «Родина» снята русским же не про британцев или французов, а про россиян, среди которых есть и такие. Во-вторых, интересны не они сами, а реакция «внутреннего эмигранта» и «ультра-либерала», немного холеного «эзотерика», вставшего на путь к Истине. Реакция говорит, собственно, о том, что человек, на эмоциях заявляющий «русские, вы г… но», оно самое и есть. Сцена это сродни провокационному финалу «Догвиля», когда многие зрители отчего-то решили, что Триер солидаризируется в решении по поводу жителей городка с Грейс.

Никто, кроме Буслова (кроме Пелевина и Шнура, возможно), не способен ввернуть метафору про то, как русский наркоторговец сдал украинского, которому русские же «жлобы» звонят с криком «Че-то хохол трубку не берет» — без того, чтобы это не выглядело по-идиотски притянутым за уши. Буслов потому попадает в цель, что простой, как две копейки. И говорит, не задумываясь о последствиях. Буслов походит на купца-мещанина на базаре, который в разговоре с покупателями может втоптать «америкосов» в грязь, называя при этом родину «рашкой». «Родина» примерно о том, что люди (наши люди) очень разные. И далеки как от схемы «86% плюс избранные «пора валить!», так и от схемы «14% плюс избранные «ну-и-валите!».

Родина

«Презирай мир, презирай самого себя, презирай презрение!»

«Родина» показывает людей живыми и настоящими, которых можно встретить на улицах. «Родина» в итоге о ближнем своем. О том, как легко его ненавидеть, когда он рядом. Потому что он «тупой», «ватник/либераст», «хамло» и «быдло», «родину презирает/обожает», «Путина любит/не любит»: «И вообще!». Но – он все равно ближний. Он свой, даже когда чужой. Даже когда он тебя презирает за твои взгляды. Он тоже человек как и ты. Родина там, где ты и ближний одно. А любой эскапизм и эмиграция «на политических щах», сообщает Буслов, обман и бегство мизантропа. Герои «Родины» бегут не от Путина, Украины, РПЦ, Госдепа США, НАТО, россиян, американцев, 86%, либералов или чего другого (нужное подчеркнуть). Они бегут от ближнего своего. Очень неудобного. Неудобнее, чем интернет-юзеры, форумские пользователи, фейсбук-товарищи. Последние, если в твоей идеологической струе, тебя всякий раз поддержат и погладят по головке («какой молодец!»). А если нет — их же просто забанить можно! В реальности же перед тобой не сухие схемы, а живые люди. И они порой могут быть неприятными, неудобными, рыгают, простите, пердят, любимое твое кино не любят, музыку Перселла не слушают, и вообще странные какие-то! Кое-кто кое-где вызывает реакцию уровня «видеть вас уже не могу и не хочу». И этого ближнего не забанишь! Но этот вот ближний по-балабановски «брат мой». Брат, порой очаровательный, порой с отвратительной мордой. Ну, куда ты от него сбежишь? На Гоа таким же останешься, и неважно, на словах ты презираешь мир, или просто выделываешься. Девиз одного католического святого звучал так: «Презирай мир, презирай самого себя, презирай презрение!». И если первые два призвания выполнить не так уж трудно, то последнее – сложнее всего. Вот и Буслов примерно про тоже самое.

Смотреть онлайн бесплатно:

 

Источник: http://realnoevremya.ru/today/16437

0

Автор публикации

не в сети 21 минута

Avtor_kino

75

Люблю кино и все, что связано с ним

Россия. Город: Казань
Комментарии: 1Публикации: 3805Регистрация: 10-08-2014

Понравилось? Поделись с друзьями!

Есть что сказать? Оставь комментарий:

Похожие записи

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
^ Наверх